|
||||||
Новые рыбалки |
|
|||||
Охота / Рассказы
Вездеходы Трэкол (УАЗ)Кто из охотников и рыболовов, сгибаясь в пути под тяжестью рюкзака или «упершись» на внедорожнике в доступные ему пределы проходимости, хотя бы раз не мечтал о транспорте по-настоящему вездеходном и внесезонном? О машине, способной идти по болотам, глубокому рыхлому снегу, преодолевать водные преграды и россыпи крупных камней? А раз уж так разгулялась фантазия, то почему бы ей не быть еще и пригодной для ночевки, и экономичной, и... Мечтать так мечтать! Впрочем, что толку от мечтаний? Печке, на которой рассекал Емеля, место только в сказке... Создали эту сказку на
Не скрою, увидев машину на выставке «Охота и рыболовство на Руси» в Москве и слушая перечисление ее достоинств, воспринимал информацию со значительной поправкой на ее рекламный характер. А когда представилась возможность испытать эту технику в деле самому, сразу же согласился, не без умысла загнать ее в такие условия, где производители будут просто вынуждены поднять руки и. что называется в спорте, «выбросить полотенце», досрочно прекратив испытания и признав, что созданное ими не совсем вездеход. И вот два плавающих «проходимца». «ТРЭКОЛ-39292 и «ТРЭКОЛ-39041». перед нами. Первая модель трехосная, оригинальная разработка научно-производственной фирмы. Вторая двухосная, созданная на базе «УАЗ-31514». Аббревиатура ТРЭКОЛ расшифровывается просто транспорт экокологический так называется и научно-производственная фирма, и ее вездеходы. Если немного заглянуть в историю появления на свет этих машин, то обнаружится, что идея их создания появилась около двадцати лет назад. Тогда группа энтузиастов из бывших сотрудников Научно-исследовательского автомобильного- моторного института (НАМИ) и Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) занялась созданием шины сверхнизкого давления и вездехода на базе таких шин. Такой вездеход мог составить альтернативу широко распространенным гусеничным, которые менее комфортны, менее экономичны и уродуют поверхностные слои почвы. Значительный толчок этой работе дали результаты конкурса самодельных вездеходов на автомобильных камерах, которые в разное время проводились в городах Надыме, Архангельске, Ярославле и других. Проведение и методическое обеспечение этих конкурсов осуществлялось силами специалистов фирмы «ТРЭКОЛ». Со временем стараниями фирмы на свет появилось новое колесо, затем был создан и первый трехосный вездеход. Разработкой сразу же заинтересовался «Газпром» и заказал несколько машин для своих нужд. Затем эти машины стали заказывать и другие организации, а также частные лица — все, кому нужны настоящие вездеходы. На сегодняшний день более 1500 таких машин работают в самых различных регионах России. В 1997 году конструкторам НПФ уже рынок предъявил свои требования: была поставлена задача создания не менее проходимой, но более дешевой машины, большая часть деталей которой была бы от отечественных автомобилей. В результате в 1998 году на свет появилась двухосная машина с кузовом от «УА3-469». Она оказалась дешевле первой модели более чем в два раза. Сегодня больше тысячи таких машин нашли своих потребителей — от правоохранительных органов в труднодоступных районах до частных лиц, рыбаков, охотников, любителей путешествий. Основываясь на этих двух базовых моделях, НПФ производит их в ряде модификаций. Шинами сверхнизкого давления «ТРЭКОЛ» комплектует серийно выпускаемые «Нива-Марш», «Сталкер», «Викинг» и другие. Срок изготовления машины на заказ с установкой дополнительного оборудования занимает не более четырёх недель. Каждый месяц из сборочного цеха фирмы выходит до 40 вездеходов. Но хватит лирики, пора в путь. Мягко качнувшись, вездеходы выезжают из ворот НПФ и берут курс на север. На Ярославском шоссе наши машины с гигантскими колесами, возвышающиеся над легковушками почти на два метра. Сразу привлекают внимание пешеходов, водителей и их пассажиров, особенно пассажирок. Что там ни говори, а размер для них. похоже, имеет все-таки первостепенное значение. Рекомендуемая скорость для «ТРЭКОЛ» по твердым покрытиям — 70 км/ч. Можно ехать и быстрее, но вездеходы созданы для других целей, и асфальт для них не родная стихия, а вынужденная необходимость. Несмотря на это, обе машины реально вписываются в режим трассы и иногда даже кое-кого обгоняют. На место приезжаем затемно, но нас ждут и уют гостеприимства, и вкусный ужин. Похоже, останавливаться на базе «Биосфера» во время выездов для тестирования техники в условиях рыбалки и охоты становится у нас доброй традицией. На рассвете выходим на вездеходах в море. Так местные жители называют своего основного кормильца — Рыбинское водохранилище. Наши надежды на то, что здесь, как в Подмосковье, вовсю бушует весна, не оправдались. Ни широких заберегов с выступившей водой, ни широких трещин. По покрытым снегом песчаным буграм островов и ровному, как каток, льду машины летят, словно по асфальту. Наметанный взгляд представителя фирмы «ТРЭКОЛ» среди следов снегоходов и самодельных вездеходов сразу выделяет «свой» след, явно принадлежащий колесам «ТРЭКОЛ». След свежий и уходит в море. Оказывается, и здесь кто-то уже ездит на одном из этих вездеходов. До первого клевого места в пяти километрах от поселка мы доезжаем всего за несколько минут. Казалось, местных рыбаков трудно удивить какой-либо вездеходной техникой. По этой части они и сами большие мастера, раскатывают по льду и снегу на вездеходах с рамами от мотоциклов и чего-то еще, на больших колесах, сделанных из камер и защищающего их корда. Но наши вездеходы «аборигены» внимательно осматривают, задают вопросы, заглядывают под днище. Не иначе, как собираются что-то из разработок конструкторов использовать на свой лад. Узнав, что эти машины не только не тонут, но и ходят по воде, а с помощью лебедки могут взбираться с воды на лед, кое-кто качает головой в удивлении, а кто-то в недоверии. В двухосном вездеходе, как и в «уазике», пять мест. Но от «УАЗа» в нем, похоже, остался только салон. Все остальное так или иначе переделано, приспособлено, заменено деталями и узлами от других отечественных машин и единичными деталями и узлами собственного производства. Примерно то же и на трехосном. Свой кузов мосты, система охлаждения двигателя, колеса, а остальное — из деталей серийно выпускаемых автомобилей. Только посадочных мест на нем восемь. Кроме сиденья водителя, расположенного по центру, три места за ним и уютный салон со столом, мягкими сиденьями, автономным отопителем и дополнительным оборудованием, устанавливаемым по желанию заказчика. Легко преодолевая небольшие торосы, доезжаем до островов. По пути к следующему месту ловли, к сожалению, открытой воды и трещин с разводьями не попадается. Но есть другие препятствия и преграды. Двигаясь вдоль берега водохранилища, идем по обширным, заросшим кустами и лесом, бугристым островам. Удивительно приятное ощущение — легко идти по глубокому снегу, не рассматривая кусты в качестве препятствия, легко взбираться на заснеженные и песчаные горки! Подобная проходимость доступна, наверное, лишь гусеничной, технике. Но не надо забывать о том, какой там расход топлива и что гусеницы оставляют за собой. За нами же кусты ивняка разгибались с такой легкостью, будто их просто прижали к земле рукой. И это понятно: ведь давление в шинах «ТРЭКОЛов» 0,1-0,12 кг/см2. А расход топлива по бездорожью у обеих машин сейчас в пределах 20-25 литров на сто километров Миновав острова, выходим к берегу и, взобравшись на довольно крутой склон, движемся прибрежным болотом. Ни кочки, ни вода под снегом- не преграда для этой техники. Болото сменяет менее плотный, чем на открытых местах, снег в лесу. Главное ограничивающее условие здесь — габариты машин. У трехосника ширина составляет 2610 мм, у двухосника — 2500 мм, и, если между деревьями уже, им не пройти. Остальное, даже торчащие из-под снега острые колья коряг, не преграда. Бескамерная резина мягко обволакивает их, проминаясь, и так же мягко отпускает, оставляя позади. Конечно, не всегда удается избежать проколов, но с помощью ремкомплекта они заделываются чуть ли не на ходу. В случае необходимости небольшие дырки можно на время просто заклеить лейкопластырем. Но вот, кажется, и мы попадаем в «засаду». Первая машина забирается в узкое место, выбраться из которого можно, разве что пройдя по не вселяющему доверия тонкому льду неширокой реки. Конечно, вернуться и объехать это препятствие не проблема, но сегодня не тот день, когда разумнее избегать трудностей. И одна и вторая машины вначале легко пересекают речку по трехсантиметровому льду, затем они движутся вдоль нее, соблюдая дистанцию, проходят сквозь узкое, похожее на промытую течением плотину место. И здесь, наконец, свершается то, чего я так ждал. Передняя машина проламывает правыми колесами лед, накреняется все сильнее, сильнее и в конце концов... не переворачивается. Остается на плаву. В салон набирается вода, выхлопная труба оказывается глубоко под водой, но машина не глохнет, продолжает работать. Измеряем глубину. В районе провалившихся под лед колес она немного менее полутора метров. Кроме того, эта полынья промыта в толстом, почти полуметровом льду, край которого идет вдоль берега, уходя в воду практически под прямым углом. Ну что же, посмотрим, каким образом трехосному вездеходу удастся выбраться из этой ситуации. Любая другая машина здесь просто перевернулась бы либо свалилась на бок и затонула, а «ТРЭКОЛу» ничего. Например, извлечь отсюда джип можно было бы лишь при помощи тяжелого трактора. Хотя не всякий трактор сюда заберется. поскольку поблизости не оказывается никакой другой опоры, кроме тонких кустов и промерзшего песка. Можно, конечно, забить в песок лом или закопать «мертвяка» (так водители называют якорь-упор для лебедки из закопанной в грунт под углом запаски). Но для экономии времени мы используем в качестве опоры двухосный «ТРЭКОЛ». Зацепившись за него лебедкой через блок, вдвое увеличиваем ее усилие — с 3,8 до 7,6 тонны. Более легкий двухосник дополнительно фиксируем упертой в передний бампер металлической трубой. Обычно она используется в качестве якоря — закрепив на ней трос, трубу опускают в лунку, когда надо взобраться с открытой воды на лед. Двигатель заводят только на «потопленце», и после первой же попытки машина медленно, но верно вытягивает себя «за волосы» из полыньи. Теперь я уже не сомневаюсь в том, что эти машины действительно вездеходы. Потому что имеют оптимальную на сегодняшний день проходимость, с которой не сравнятся ни вездеходы на воздушной подушке, ни. гусеничная техника. При этом они являются менее «жестким» в экологическом плане транспортом (после них не остается «шрамов» ни в тундре, ни на лесной подстилке). Самым впечатляющим фокусом «ТРЭКОЛов» в этом смысле была демонстрация щадящего давления колес на почву: положенные на мох хрупкие электрические лампочки после прохода по ним вездехода остались целы и невредимы. Нетрудно догадаться, что вслед за этим шоу мы требуем «укротителя в клетку», и машина переезжает поперек -лежащего на снегу генерального директора фирмы «ТРЭКОЛ», после чего тот встает с совсем не вымученной улыбкой. По пути еще немного покатавшись по буграм и склонам впадающей в Рыбинку реки, доезжаем до следующего места рыбалки. Ярко светит солнце, поют птицы. Из-под метрового льда, где глубина воды всего двадцать сантиметров, нам довольно быстро удается надергать плотвы размером с ладошку. После этого на предельной скорости выходим через устье и ближние острова в море, где в три ледобура резво выставляем два десятка жерлиц с плотвой. Погода меняется на глазах. Солнечный свет затягивается ненастной кисеей, и вскоре над морем царит снежная хмарь. Но в салоне трехосного «ТРЭКОЛа». — как в уютной кают-компании. Играет музыка, накрыт стол, убаюкивая, гудит автономный отопитель. Главное, не забывать поглядывать в окошко на флажки жерлиц, чтобы не прозевать щучьей поклевки. Местные рыбаки, ловившие на жерлицы где-то в этих местах вчера, отличились на все сто. Точнее на семьдесят — столько щук им удалось взять за день, ночь и утро. Нам везет меньше. Но и у нас есть достойные экземпляры. Самый большой из них — это семикилограммовая хищница. Есть пара пятикилограммовых экземпляров и несколько щук от полутора килограммов до двух. Пока не знаем, как та часть компании, которая соблазнилась ловлей берша, но что касается нас, то мы вполне довольны. Ближе к вечеру погода портится совсем. Видимость около двухсот метров. Садясь за руль «уазика», выезжаю вперед. В такую метель на скорости семьдесят километров в час в высокой кабине двухосника кажется, что ты уже не едешь, а низко летишь над снежной круговертью, ориентируясь лишь на мелькающие справа по борту острова. Наши приятели, найти которых удается с трудом, уже достаточно промерзли на ветру и, увидев возникшие из снежной мглы вездеходы, радуются, как дети. Но потом ведут себя вполне по-взрослому: погрузившись на борт, сразу же требуют горячего чаю и водки. Мягко качнувшись, вездеходы срываются с места и катят к базе. Не в меру разогнавшись, поздно замечаю прямо по курсу торосы. Машинально убираю ногу с акселератора. С «помощью» сильного бокового ветра машину несколько заносит боком. Справившись в конце концов с управлением, отмечаю для себя, что на снежной капле с «ТРЭКОЛ» надо быть поосторожнее. И, уж конечно, на этих - машинах, несмотря на их сверхустойчивость и отовсюдувылезаемость, надо уметь ездить и смотреть под колеса. В жизни всегда есть место «подвигам», но лучше обходиться без них. Жаль будет расставаться с этими «проходимцами» и возвращать их производителю. Будь они подешевле, не задумываясь, взял бы себе такую машину для поездок на охоту и рыбалку. Тем более что на сегодняшний день это, наверное, единственные в России машины ручной сборки, проходящие предпродажные испытания на полигоне (500 км), — купив, на них можно сразу, без доводки и собственной проверки, ехать в серьезную экспедицию. Тешит надеждой лишь то, что НПФ «ТРЭКОЛ» готовит к выпуску новые модели вездеходов. Возможно, вскоре нам доведется тестировать и их. Надеюсь, что они будут не хуже этих и, главное, дешевле. И мы еще пройдемся на них по России, по дорогам и без дорог, выбирая только направление. ООО НПФ "ТРЭКОЛ"
|
||||||
|